О булате (Часть 1)

О булате

Под словом «булат» каждый русский привык понимать металл более твердый и острый, нежели обыкновенная сталь…
П. П. Аносов. «Горный журнал», 1841 г., т. 1

Слава о булатной стали ходит по свету более двух тысячелетий. Лучшие булатные клинки настолько хорошо закалены, что перерубают железные гвозди и в то же время сгибаются в дугу — идеальное сочетание твердости и упругости.
Считается, что секрет булата утрачен еще в XIV веке, после грабительских походов Тамерлана. Однако в Индии, на родине булата, его производство окончательно исчезло лишь после нашествия европейцев, в XVIII веке. Впрочем, этому способствовал не только упадок национальных ремесел, но также появление промышленных способов литья, совершенствование огнестрельного оружия и прочие следствия технического прогресса. Но все эти новшества нисколько не умалили былого величия булата, и в Европе то и дело пытались восстановить утраченный секрет. Попытки эти продолжаются до сих пор.

СОРОК СТУПЕНЕЙ

Прямое назначение булата — изготовление клинков, и первейшее его достоинство — возможность заточить лезвие до небывалой остроты и сохранить эту остроту надолго. Обычно когда испытывали булатный клинок, то перерубали подброшенный в воздух волос — и не жесткий вроде конского, а тонкорунную шерстинку.

У клинков из обычной стали чрезмерно заостренное лезвие выкрашивается уже при заточке. Тончайшее острие булатного клинка сохраняется и после того, как он побывал «в деле». Для этого требуются одновременно твердость, вязкость и упругость. И обычный стальной клинок можно закалить до твердости булата, но он будет хрупким как стекло и разлетится в куски при первом же ударе. Приходится делать клинки помягче, более вязкие. А булат и при максимальной твердости сохраняет вязкость отпущенной стали.

Драгоценные булатные клинки везли по караванным дорогам свернутыми в кольцо, надевая стальное кольцо вместо пояса. Пропутешествовав таким образом, клинок сохранял исходную прямолинейность. Однако в далекие страны — в Японию, Китай, Египет — караваны доставляли не готовые клинки, а вутц — плитки индийской булатной стали. Только под рукой опытного мастера эти плитки становились настоящим булатом.

У булатной стали есть характерное отличие: она узорчатая. Ее своеобразный волнистый узор проявляется при полировке или при легком травлении. Именно по узору и определяли сорта булатных клинков. Узор бывает полосатым — из прямых продольных полос; струйчатым — из прямых и изогнутых линий; волнистым, сетчатым — с отдельными прядями волнистых линий, направленных поперек клинка; наконец, коленчатым — тоже с прядями, но в виде поперечных поясков, непрерывно повторяющихся по всей длине клинка. Ширина пряди и ее прогиб колеблются весьма существенно: крупный узор достигает 10-12 мм, самый мелкий не превышает 1-2 мм.

Не только по размеру и форме различали узоры, но и по цвету. Узор всегда светлее фона, или, как говорят, грунта. Грунт может быть серым, темно-бурым, черным, с красноватым или золотистым отливом либо без него, а узор — белым или светло-серым, блестящим или матовым. Таким образом, существует множество комбинаций и соответственно множество сортов булата. Хотя строгой классификации нет и названия сортов (обычно персидские) условны, специалисты различают три группы в соответствии с узором.

К низшим сортам принадлежат сирийские (шам), египетские и турецкие (нейрис, баяз) булаты; у них мелкий полосатый или струйчатый узор, серый или бурый грунт. Средний сорт — персидский и индийский булаты (гынды) со средним и крупным волнистым узором, бурым и черным грунтом. Высшие сорта — персидский и индийский булаты (хоросан, табан) с крупным сетчатым и коленчатым узором; грунт у них темный, с отливом. Лучший из лучших — кара-табан, то есть в переводе с персидского — черный блестящий, под названием кирк нардубан — «сорок ступеней». Клинок у него темно-бурый, почти черный, с золотистым отливом, а узор — белый коленчатый. И вдоль клинка длиною несколько меньше метра действительно размещено около 40 фрагментов-колен с поперечными прядями.

А еще о качестве судили по звону клинка: от легкого удара хороший булатный клинок издает чистый и долгий звук. Чем выше и чище звон, тем лучше — и, естественно, дороже — клинок. В давнее время покупатели и торговцы, а теперь специалисты и коллекционеры определяют качество клинка все тем же способом, напоминающим некий ритуал: сначала подолгу изучают узор, затем, щелкнув по клинку, слушают звук и лишь в последнюю очередь, если клинок заточен, пробуют рубку волоса или тонкой ткани. Впрочем, последнее испытание требует навыка, и далеко не каждый наш современник может проверить клинок таким образом…

ДАМАССКАЯ СТАЛЬ — ПОДДЕЛЬНЫЙ БУЛАТ

Старые мастера считали, что чисто внешние признаки — узор, цвет и звон — вполне определяют качество булата. Ни химического анализа, ни измерений прочности, ни анализа структуры металла тогда, разумеется, не было, и никто не мог бы объяснить, почему тем или иным свойствам соответствует определенная форма узора. А если так, то можно было выдать за булатный и какой-нибудь другой клинок, лишь бы он имитировал внешние признаки.

Чем выше ценился настоящий булат, тем больше появлялось подделок. Центрами поддельного булата, так называемой дамасской стали, долгое время были Сирия и Египет; оттуда клинки вывозили в страны Средиземноморья и еще дальше, в центральную и северную Европу.
1
Багдадский философ Ал-Кинди писал, что русы хорошо знали восточный булат (фаранд), но не применяли его: на морозе он становился хрупким. Русский сварочный булат — харалуг делали из полос мягкой и твердой стали (а); известны были и демаскированные узорчатые клинки с наварным лезвием из твердой стали (бив)
В наше время дамасскую сталь называют сварочным булатом. Если настоящий булат — это литая сталь, и клинок изготовляли из цельного куска, полученного плавкой, то сварочный булат делали из полос или прутков, сложенных вместе: стопку полос нагревали, а затем проковывали, и полосы сваривались между собой. Когда полосы были из стали разного состава, то при травлении на клинке проявлялся узор. После многократной перековки линии причудливо изгибались и получался узор, сходный с булатным. Однако наметанным глазом сварочный булат узнать нетрудно — рисунок в соседних фрагментах повторяется, как на обоях, а линии узора короче и постоянны по толщине. Впрочем, надо воздать должное и дамасской стали: она очень хороша, и ее выделка тоже требовала искусства. Трудно сварить полосы разнородной стали в один цельный кусок: надо очень точно выдерживать температуру ковки, использовать особые флюсы, ковать с определенной силой. Трудно получить и волнистый узор, не забывая при этом о главной цели — чтобы клинок был твердым, гибким и острым. Производство дамасской стали стало самостоятельным промыслом со своими секретами и традициями, а способ, позволяющий получить узор ковкой и кузнечной сваркой, сейчас зовут дамаскированием.

По мере того как производство настоящего булата приходило в упадок, его место занимала дамасская сталь. Во всяком случае, в Западной Европе до XV века не знали о существовании другого булата, кроме сварочного. В то время возникали новые центры выделки металлов, и одним из них стал Толедо: испанские оружейники заимствовали секреты дамасской стали у арабов, живших на Пиренейском полуострове. Делали в Толедо и клинки из литой стали, на которой при травлении проявлялся слабый узор. Так как клинки были очень хороши, то настоящий булат, который стали изредка привозить из Индии, не был должным образом оценен в Европе. А потом его производство вовсе угасло…
2
Когда полосу ковали с помощью кузнечной пережимки, то структура металла прорабатывалась наилучшим образом; при этом получался коленчатый узор
Мастера подделок развернулись вовсю. В XVI-XVIII веках литую сталь делали во многих странах, и любой клинок из приличной стали можно было выдать за булатный, стоило лишь навести узоры. Особенно преуспевали мастеровые из немецкого городка Клингенталя: они наводили узор на клинки кистью и резцом и протравливали рисунок на полированной стали. А иногда узор просто гравировали.

Но подделки подделками, а бурно развивавшаяся промышленность требовала все больше стали все лучшего качества. Вот тогда и вспомнили о настоящем булате.

About Yaroslav

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *